Что
мешает и что способствует общению? Причины непонимания между людьми
могут быть разные: политические, религиозные взгляды, мировоззрение,
психологические особенности. Однако основная причина кроется в неумении
услышать собеседника. Важнейшая часть процесса общения — умение слушать. Если
человек внимательно слушает своего собеседника, значит он воспитан,
вникает в проблему говорящего и как бы помогает ему правильно
формулировать свои мысли. Процесс общения сложен, на него влияют
различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер
человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В
зависимости от вида общения, формального или неформального, необходимо
правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения.
Неформальное общение —
это общение дома, с родителями и друзьями; формальное — на работе, во
время учебы, с малознакомыми людьми. В общении мы нередко допускаем то,
что мешает взаимопониманию. Это использование обидных слов и выражений,
оскорбительных прозвищ, ненужных сокращений. Способствуют налаживанию
межличностных отношений знаки внимания, способные успокаивать и
оказывать длительное воздействие. «Здравствуйте», «спасибо»,
«пожалуйста», «извините»... — эти простые слова имеют власть над нашим
настроением. Очень важно, чтобы они всегда присутствовали в общении
людей на работе, в общественных местах, употреблялись в семье.
Так
что же такое культура общения? Если человек грамотно излагает свои
мысли, умеет себя вести, с уважением относится к собеседнику, мы говорим
о том, что этот человек владеет культурой общения.
Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми:
- Общение на равных, без грубости и подобострастия.
- Уважение личного мнения собеседника.
- Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.
- Общение на уровне просьб, а не приказов.
- Поиск компромиссных решений.
- Умение ценить решение другого.
- Умение принимать опыт других.
Если
человек не знает, как вступить в разговор, то следует выбрать любую
интересную тему для беседы и время, когда человек, к которому
обращаются, не занят какой-нибудь работой. Всегда следует помнить, что
другой человек — не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи его
глазами, особенно в конфликтных ситуациях.
Уважительное
отношение к человеку невозможно без уважения его точки зрения, даже
если она не сходится с вашей. Воспитать в себе уважительное отношение к
людям можно только в том случае, если научишься видеть в каждом человеке
индивидуальность, то есть те черты характера, которые присущи только
ему.
Каждый
из нас достоин уважения. Уважая другого, вы уважаете себя, поэтому,
если у вас с кем-то не сложились отношения, в вашей власти приложить
усилия для того, чтобы привести их в порядок. Психологи дают хороший
совет, который заключается в следующем: не забывайте об интересах вашего
собеседника. Ваш живой и искренний интерес к тому, чем он интересуется,
вызовет у него оживление и энтузиазм.
Существует
несколько важных правил ведения открытого и честного разговора с
«неудобным собеседником», которые надо знать и взрослым, и подросткам:
-
Используйте «язык-Я». Начиная фразу со слов: «С моей точки зрения...»
или «То, как я это вижу...», вы смягчите разговор и покажете
собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения, не претендуя на
истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право иметь
собственное мнение. Наверняка вас выслушают гораздо спокойнее и
внимательнее.
-
Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не переходя на
обобщения. Например, никоим образом не помогут обобщения вроде: «Не было
случая, чтобы ты вовремя приходил домой (сделал уроки)». Такое начало
разговора даст подростку возможность уйти от обсуждаемой проблемы. Он
начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.
-
Постарайтесь показать собеседнику, что его поведение в первую очередь
мешает ему же самому. Для того чтобы создать условия, при которых
взрослый или подросток захотел бы изменить свое поведение, необходимо
попытаться объяснить, как много они теряют в жизни из-за своего
собственного поведения.
-
Предложите собеседнику изменить манеру поведения. Объясните ему, что
конкретно он может сделать в данной ситуации для того, чтобы исправить
ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите его обидеть, вам будет
довольно трудно высказать ему правду. Однако помните: промолчав, вы
можете нанести ему вред.
Беседуя
с подростком или взрослым человеком, не рассчитывайте, что вас сразу
поймут или согласятся с вами. Если в разговоре собеседник обидится на
вас, не бойтесь еще раз терпеливо объяснить ему свою точку зрения.
Внимательно приглядывайтесь к его реакции на ваши слова. Постарайтесь
добиться взаимопонимания, используйте возврат к сказанному,
переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих вопросах и о
подведении итогов услышанного... Конечно, кому-то такое налаживание
отношений может показаться делом слишком долгим, однако все это отнимет
гораздо меньше времени, сил и эмоций, чем общение типа
действие—противодействие, поскольку такой разговор вообще не дает
никакого результата.
Чаще всего честность — лучшая политика в отношениях с людьми. Удивительно,
как часто мы начинает общение с хитроумных стратегий и тактик, забывая
попробовать сначала просто высказаться начистоту. Честный диалог — самое эффективное, простое и надежное средство для превращения конфликта в сотрудничество.
Я сейчас перечислю некоторый их ряд.
-
Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7
слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их
применять.
- Речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду.
- Фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться.
- Мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора.
-
Человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слышащие его
воспринимают лишь 70% из этого, понимают же - 60%, а в памяти у них
остается лишь от 10 до 15%.
- Лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда.
- Лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего забывается.
-
Память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает,
50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит.
- Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные.
- Слишком значительный объем информации сбивает с толку и препятствует ее переработке.
- Стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим.
- Располагаясь за столом, друг против друга вы создаете атмосферу конкуренции, снижая этим шансы на успех переговоров.
Запрещенные приемы во время беседы.
Ни в коем случае не следует:
- Перебивать партнера,
- Негативно оценивать его личность,
- Подчеркивать разницу между собой и партнером,
- Резко убыстрять темп беседы,
- Избегать пространственной близости и не смотреть на партнера,
- Пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на то, что партнер возбужден,
- Не понимать или не желать понять его психологическое состояние.
Учимся общаться. Эффективные методы общения.