КАК СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА Причины трудностей ребёнка часто бывают спрятаны в сфере
его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему
не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Что же это значит –
активно слушать ребенка? Активно слушать ребенка (да и любого другого человека)
– значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив
его чувства. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел
неудачу, когда ему больно и стыдно. Когда ему страшно, когда с ним обошлись
грубо или несправедливо и даже когда он очень устал. Первое, что нужно сделать
– дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите»
его. Если вы хотите услышать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом.
Очень важно, чтобы его и ваши глаза находили на одном уровне. Присядьте около
него, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к
нему поближе. Избегайте общаться с ребенком, повернувшись лицом к плите или
раковиной с посудой, смотря телевизор, читая газету, лежа на диване или
находясь в другой комнате. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза –
первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и
услышать. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует
задавать ему вопросы, желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной
форме. Очень важно «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше помолчать.
Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее
почувствовать, что вы рядом. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону,
«внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – внутри вашего ребенка происходит
сейчас очень важная и очень нужная работа. Беседа по способу активного слушания
очень непривычна, но этот способ быстро завоюет ваши симпатии, и вы увидите
результаты, которые он дает. Их, по крайней мере, три. Они так же могут служить
признаками того, что вам удаётся правильно слушать своего ребенка: Исчезает или
сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. Ребёнок, убедившись, что
взрослый готов его слушать, начинает рассказывать всё больше. Ребёнок сам
продвигается в решении своей проблемы. Использованная литература: Ю.Б.
Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского муниципального округа Чувашской Республики
Версия для слабовидящих